Рецензия профессора Рогалева на повесть «Клубок 31»

Александра Рей - Клубок 31 - рецензия

Ссылка на рецензию: http://mirobraz.blogspot.com/2015/07/31.html

Философия жизни в произведениях Александра Рея. Размышления читателя о повести «Клубок 31».

Новое произведение Александра Рея «Клубок 31» (Гомель: Гисфир, 2014) вышло в серии «Эзотерический бестселлер» и снабжено подзаголовком «Мистическая повесть».

Скажем сразу, что ни то, ни другое – ни слово бестселлер, ни обозначенный жанр произведения – в данном случае не подходят. Повесть сложна для восприятия и понимания и по своей форме и основной идее (об этом далее) не рассчитана на широкий круг читателей. Какой уж тут бестселлер, то есть «ходкая книга», популярное произведение!.. Да и мистики в «Клубке 31» как таковой нет вообще – именно в самом правильном, на наш взгляд, понимании слова мистика – «проявление метафизической реальности».

Произведение построено в форме развёрнутого монолога, и повествование ведётся, соответственно, от первого лица. Суть повествования, как нам представляется, можно определить как поток сознания человека, пережившего внетелесный опыт. Впрочем, из повествования не совсем ясно, каким образом это произошло – то ли рассказчик находился в состоянии клинической смерти, то ли проходил сеанс регрессивной психотерапии. Заметим, что неясностей в повествовании в художественном произведении быть не должно.

В любом случае внетелесный опыт героя произведения весьма похож на саморефлексию, на обдумывание и логический анализ пройденного отрезка жизни (до 31 года), судя по рассказу, наполненного разнообразными и противоречивыми жизненными впечатлениями мальчика-школьника, затем – молодого человека.

Да, так и бывает при попадании души в иное измерение: она анализирует свои земные дела, мысли и поступки. Герой повести пытается разобраться, во-первых, в жизненных перипетиях, распутывая клубок событий (жизнь, судьба сравнивается им с клубком, который нужно распутать, отсюда – и название повести), а во-вторых, в самом себе, в своей душе и отыскать то, что является базовой матрицей, которая всегда обусловливает социальную принадлежность, род деятельности, образ жизни, интересы и желания человека.

Заметим, что слово клубок понимается в двух значениях: 1) «спутанные или смотанные в шарик нити»; 2) «запутанное переплетение чего-нибудь». Для повествователя и главного героя в одном лице актуально как раз второе значение слова клубок, а в действительности нет и не может быть идентичных жизненных клубков. Каждый из них катится по своей дорожке, да и нити клубков также смотаны по-своему, неповторимо. Общим является только одно: нить всегда связывает прошлое и настоящее, а характер переплетения нити в клубке говорит о жизненном опыте, о выученных или не выученных уроках. Об этом же идёт речь и в аннотации к повести.

У каждого из нас за плечами километры опыта, воспоминаний – потерь и приобретений. Часто они настолько запутываются, сплетаясь в тугой клубок, что мы теряем самих себя, да так сильно, что не можем разглядеть дорогу ведущую вперед. Так как же выбраться? Как распутать переплетения прошлого?

«Каждая ворсинка в этом клубке — поступок. Каждый поступок совершён мной. Именно я и никто другой делал выбор, приведший к тому, что пожинаю сейчас. Именно я сам ткал нить моей жизни…»

Герой «Клубка 31» вообще не назван по имени, и поэтому мы подозреваем, что написанная от первого лица повесть имеет в той или иной мере автобиографическую основу, тем более что в описаниях городских реалий угадывается Гомель, где Александр Рей ныне живёт.

Автор, увлекающийся эзотерикой, попытался подать свои размышления в мистико-эзотерическом обрамлении. Этим объясняется появляющиеся в повести образы Смерти и Скуки, но они обрисованы, скорее, в непринужденной сказочной манере, лишённой какого-либо ожидаемого в таких случаях мистического фона.

Да и можно ли при вхождении сознания в метафизическую реальность вообще что-то передавать обычным звуко-кинетическим языком? Там сознание получает информацию в мыслеобразах, а для обозначения реалий инобытия в нашем языке слов просто нет. Остаются только общие эмоциональные и психические впечатления, но не физические ощущения типа «зябко» или «больно»…

В целом, для обозначения жанра повести «Клубок 31» больше подходят определения философско-психологическое, нежели мистическое произведение. В тексте повести можно отыскать до сотни и даже больше интересных, поучительных и полезных сентенций философского плана. Произведение учит относиться к жизни также по-философски, не драматизируя жизненные ситуации и не терзая сознание мыслью о том, что всё потеряно. На каждом данном отрезке жизненного пути человек имеет то и ровно столько, что и сколько заслужил на предыдущих этапах становления мыслящего «Я».

В авторе «Клубка 31» мы видим несомненно талантливого, вполне умудрённого, хотя и молодого писателя-философа. Произведения Александра Рея, в том числе и повесть «Клубок 31», являются элитарными по своей сути, то есть не предназначены (подчеркнём это ещё раз) для массового читателя. Поэтому слово бестселлер в названии серии мы бы просто заменили на словосочетание «Философия жизни».

P.S. С тем, что мы написали, можно спорить и не соглашаться. Но читатель, в соответствии с теорией книговедения, является соавтором любого произведения и волен интерпретировать прочитанное так, как понимает и считает нужным.

Несколько слов о псевдониме Александр Рей, который, по словам автора повести, пришёл сам по себе. Так не бывает. Вообще, случайного нет. И псевдоним запечатлелся в сознании как идея и символ одновременно. В английском языке луч света имеет наименование ray, а также beam, gleam, shaft. Применительно к автору псевдоним это имеет смысл установки на просвещение, на донесение до людей информации более высокого уровня, чем та, которую дают обычные пять чувств. Кроме того, именование Рей имеет числовой код «35», или «8». Это не что иное как трансформация сознания, при которой теряет смысл понятие «мистика». Его придумали те, кто не может объяснить что-то, выходящее за пределы стереотипных представлений. Для тех же, кто всё понимает и объясняет или, по крайней мере, стремится к этому, мистики не существует.

Рогалев Александр Федорович,

доктор филологических наук, профессор

comments powered by HyperComments